Итак, вы завершили сборку нового FPV-дрона, однако вас постигла неудача, поскольку аппарат переворачивается при взлете или отказывается взлетать. Вы не одиноки. Это очень распространенная проблема. Как правило, она связана с неправильной конфигурацией или неисправными компонентами. В этом обзоре мы расскажем вам, как устранить эти неполадки.
Если вы строго следовали нашему руководству по сборке и настройке квадрокоптера, вы должны были избежать многих потенциальных причин, которые мешают вашему взлету. Если вы с ним еще не ознакомились, сделать это никогда не поздно – вы найдете там много ценного и полезного.
А сейчас рассмотрим по порядку возможные причины такого поведения дрона.
- Пропеллеры установлены неправильно
- Неправильное направление вращения двигателя
- Неправильный порядок моторов
- Контакт винта двигателя с обмоткой мотора
- Проверьте расположение полетного контроллера (FC)
- Случайная активация режима «черепахи»
- Совместимость протокола контроллера скорости (ESC)
- Проверьте микшер двигателей
- Правильно ли работает приемник?
- Проверка в режиме Акро
- Сделайте сброс к заводским настройкам и обновите прошивку
- Неисправность двигателя или контроллера скорости
- Дрон взлетает прекрасно с батареей 4S, но переворачивается с батареей 6S
- Все еще испытываете проблемы?
- Заключение
Пропеллеры установлены неправильно
Если ваш дрон не может оторваться от земли, то в первую очередь вы должны проверить пропеллеры.
Если в конфигураторе установлено направление вращения двигателя по умолчанию (отключена опция обратного вращения моторов Motor direction is reversed в конфигураторе Betaflight), убедитесь, что пропеллеры установлены так, как показано на рисунке выше. Эта конфигурация обычно называется «Пропеллеры внутрь» (props in). Когда направление двигателя меняется на обратное, это называется «Пропеллеры напружу» (props out).
Особенностям обратного направления двигателей посвящена отдельная статья.
Новичкам мы рекомендуем оставить эту опцию отключенной (поскольку она установлена по умолчанию), чтобы избежать путаницы.
Также проверьте, что пропеллеры не установлены вверх ногами. Верхняя сторона лопастей обычно имеет глянцевое покрытие с небольшими выдавленными номерами моделей на передней кромке возле ступицы, а нижняя сторона имеет матовое покрытие.
Убедитесь, что все гайки пропеллера надежно закреплены. Двигатель с незакрепленным пропеллером практически не создает подъемной силы. Все гайки пропеллера должны затянуты, так чтобы подпорки не могли сдвинуться при удерживании раструба мотора.
Читайте в нашей FPV рубрике:
- Как научиться летать на FPV-дроне – пошаговое руководство для начинающих;
- Лучшие бесплатные дрон-симуляторы для ПК и Mac;
- Как собрать FPV-дрон своими руками (DJI & аналог);
- Как настроить прошивку Betaflight перед первым полетом FPV-дрона;
- Как исправить проблему с переворачиванием FPV-дрона при взлете: инструкция по устранению неполадок.
Неправильное направление вращения двигателя
Важно! Для остальных методов устранения неполадок предварительно удалите пропеллеры в целях безопасности.
Проверьте направление движения двигателей. Если используете вариант «Пропеллеры внутрь» (с отключенной опцией обратного вращения моторов), убедитесь, что двигатели вращаются в соответствии со стрелками на схеме:
- Двигатель 1: Вращается по часовой стрелке.
- Двигатель 2: Вращается против часовой стрелки.
- Двигатель 3: Вращается против часовой стрелки.
- Двигатель 4: Вращается по часовой стрелке.
Для варианта «Пропеллеры наружу» двигатели должны двигаться в противоположном направлении.
Чтобы изменить направление вращения двигателей на противоположное, сделайте следующее:
- Подключите аккумулятор, чтобы запустить ваш дрон.
- Зайдите на вкладку «Двигатели» (Motors) в конфигураторе Betaflight.
- Нажмите «Направление двигателя» (Motor Direction) под изображением квадрокоптера и используйте мастер, чтобы проверить и изменить направление вращения двигателя.
Вот короткое видео о том, как это работает.
Совет от профессионалов: чтобы определить направление вращения мотора без пропеллеров, слегка коснитесь кончиком пальца раструба мотора, пока он вращается, и проведите пальцем по раструбу. Вы должны ощутить больше сопротивления, если раструб вращается в обратном направлении.
Неправильный порядок моторов
Двигатели квадрокоптера обозначаются цифрами 1, 2, 3 и 4 в следующем порядке:
- Задний левый: 1.
- Передний левый: 2.
- Задний правый: 3
- Передний правый: 4
Для проверки порядка моторов, зайдите на вкладку «Двигатели» в конфигураторе Betaflight и вращайте каждый двигатель один за другим, используя ползунки в нижней части экрана. Обязательно сначала включите опцию «Я понимаю риск …» (I understand the risk…). Подтвердите, если вращающийся мотор соответствует своему номеру.
Если двигатели расположены в неправильном порядке, вы можете исправить эту проблему разными способами. Проще всего – воспользоваться мастером «Переопределить порядок моторов» (Reorder Motor):
- Подключите аккумулятор, чтобы запустить ваш дрон.
- Зайдите на вкладку «Двигатели» в конфигураторе Betaflight.
- Кликните кнопку Reorder Motor под изображением квадрокоптера и используйте мастер, чтобы проверить и переопределить порядок двигателей.
Ниже помещено короткое видео, демонстрирующее, как это работает.
В качестве альтернативы вы можете поменять местами сигнальные провода контроллера скорости (ESC) на полетном контроллере или перенастроить выходной сигнал двигателя в командной строке Betaflight.
Контакт винта двигателя с обмоткой мотора
Если винт двигателя слишком длинный и касается обмотки мотора, это может вызвать в нем короткое замыкание. Может казаться, что двигатель вращается просто отлично при включении, но квадрокоптер может перевернуться сразу же при попытке оторваться от земли.
Длительная эксплуатация двигателя с таким дефектом крепления вызовет перегрев, что может привести к повреждению как двигателя, так и контроллера скорости.
Проверьте расположение полетного контроллера (FC)
Если ваш дрон все еще не может взлететь, проблема может заключаться в расположении (ориентации) полетного контроллера (FC). Неправильная ориентация контроллера может вызвать переворот дрона или неудачу при попытке оторваться от земли.
Подключите свой беспилотник к Betaflight и перейдите на вкладку «Настройка» (Setup), где вы увидите 3D-изображение вашего дрона.
Если вы двигаете руками свой квадрокоптер, 3D-модель должна следовать за этими движениями. Если модель не движется, возможно, у вас отключен акселерометр; включите его на вкладке «Конфигурация» (Configuration).
Убедитесь, что движения дрона соответствуют 3D-модели. В противном случае, вероятно, полетный контроллер ориентирован неправильно. Чтобы исправить это, вы можете физически повернуть полетный контроллер внутри дрона либо изменить настройку «выравнивание платы» в Betaflight. Большинство людей находят последнее решение более простым, поскольку оно позволяет избежать переделки проводки и не закрывает доступ к порту USB.
Перейдите на вкладку «Конфигурация (Configuration) и найдите раздел «Выравнивание платы и датчика» (Board and Sensor Alignment).
В большинстве случаев вы просто должны изменить настройку рыскания (Yaw) в градусах. Если вы сомневаетесь, какое значение выбрать, пробуйте 0, 90, 180 или 270 градусов – одно из них должно сработать. В редких случаях вам может понадобиться откорректировать также крен (Roll) и тангаж (Pitch), например, если плата полетного контроллера установлена вверх ногами.
Случайная активация режима «черепахи»
Режим «черепахи» (также известный под названием «Переворачивание после аварии») – это невероятно полезная функция, которая возвращает летательному аппарату правильное положение при падении и переворачивании. Но если режим «черепахи» был включен случайно, у вас могут возникнуть трудности при взлете.
Если ваш квадрокоптер не отвечает на изменение газа, но переворачивается, когда вы регулируете тангаж или крен, то причина, скорее всего, в этом. Если у вас включено экранное меню Betaflight и отображаются «предупреждения», вы должны увидеть «Аварийный переворот» (Crash Flip) в вашем экранном меню, чтобы убедиться в этом.
Если это именно тот случай, проверьте, не была ли активирована эта функция непреднамеренно. Как вариант, вы можете попробовать отключить опцию «Перевернуть после аварии» (Flip Over After Crash) на вкладке «Режимы» (Modes).
Совместимость протокола контроллера скорости (ESC)
Если вы используете протокол, не поддерживаемый вашим контроллером скорости, поведение вашего квадрокоптера может быть непредсказуемым. В настоящий момент большинство контроллеров скорости на рынке поддерживают протокол DShot600, который не требует калибровки контроллера скорости (которая тоже может вызывать проблемы). Поэтому мы рекомендуем использовать именно протокол DShot.
Если вы не уверены, поддерживает ли ваш контроллер скорости, попробуйте стандартный режим PWM, поддерживаемый всеми ESC. Это поможет вам определить, связана ли проблема с протоколом.
Вы можете изменить протокол контроллера скорости на вкладке «Конфигурация» (Configuration).
Проверьте микшер двигателей
На вкладке «Двигатели» (Motors) вы найдете опцию под названием «Микшер» (Mixer). Эта настройка определяет, какие моторы запускать, и регулирует процент газа, который подается на каждый двигатель. Обычно вам нужно изменить этот параметр, только если вы используете необычную раму или конфигурацию двигателей.
Для стандартного квадрокоптера вы должны оставить настройку по умолчанию – Quad X.
Правильно ли работает приемник?
Перейдите на вкладку “Приемник” (Receiver) и убедитесь, что полосы каналов двигаются в правильном порядке (соответствуют вашими действиям с джойстиком). Имейте в виду, что некоторые полетные контроллеры могут потребовать подключения литий-полимерной батареи для питания приемника.
Если порядок каналов неправильный, попробуйте другую «карту каналов» (Channel Map): обычно это либо TEAR (по умолчанию), либо AETR для большинства пользователей.
Также убедитесь, что полосы двигаются в правильном направлении:
- Значение газа (Throttle) увеличивается при перемещении рычага газа вверх.
- Значение рыскания (Yaw) увеличивается при перемещении джойстика рыскания вправо.
- Значение тангажа (Pitch) увеличивается при перемещении ручки тангажа вверх.
- Значение крена (Roll) броска увеличивается, когда вы перемещаете стик крена вправо.
Если канал движется в противоположном направлении, вы можете «перевернуть» этот канал в настройках вашего радиопередатчика. Конкретные шаги зависят от того, какой контроллер вы используете, поэтому лучше поискать в Интернете инструкции, относящиеся непосредственно к вашей модели.
Проверка в режиме Акро
Если проблема проявляется, когда вы находитесь в режиме самовыравнивания (угловом или режиме горизонта), следует проверить беспилотный летательный аппарат в режиме Акро.
Акро-режим полагается исключительно на гироскоп и не использует акселерометр, в то время как в угловом режиме и режиме горизонта задействованы оба датчика.
Неоткалиброванный или неправильно функционирующий акселерометр может вызвать «возбуждение» полетного контроллера при попытке взлета в одном из режимов выравнивания. Чтобы выявить эту причину, попробуйте подняться в режиме Акро, и вы увидите, что произойдет.
Сделайте сброс к заводским настройкам и обновите прошивку
Возможно, что причиной вашей проблемы являются неправильные настройки конфигуратора Betaflight. В этом случае рассмотрите возможность вернуться к исходному заводскому состоянию, очистив всю конфигурацию и начав с нуля. Вы можете найти кнопку «Сбросить настройки» (Reset Settings) на вкладке «Настройка» (Setup) конфигуратора Betaflight. Не забудьте перед сбросов к заводским настройкам сохранить резервную копию ваших личных настроек.
Вдобавок, удачным решением может стать обновление прошивки Betaflight до последней версии, в которой устранены ошибки и внесены улучшения.
Неисправность двигателя или контроллера скорости
Если ни один из предыдущих шагов не решил проблему, пришло время проверить двигатели и контроллер скорости.
Неисправный двигатель или контроллер скорости могут привести к тому, что дрон перевернется. Если он постоянно переворачивается в одном и том же направлении, то виновником этого, вероятно, является мотор или контроллер скорости.
Чтобы определить, где кроется проблема, попробуйте поменять местами двигатели и посмотрите, сохраняется ли проблема. Если проблема связана с этим компонентом, вы обнаружили причину. Если дрон продолжает переворачиваться, повторите процесс, заменив контроллер скорости на заведомо рабочий.
Дрон взлетает прекрасно с батареей 4S, но переворачивается с батареей 6S
Эта неисправность, похоже, связана с проблемой калибровки гироскопа.
При напряжении 6S может быть больше помех от регулятора напряжения или других источников, которые увеличивают уровень электрического шума, препятствуя правильной калибровке гироскопа.
Лучший способ решить проблему – это устранить источник помех. Но в качестве альтернативы вы можете попробовать увеличить значение gyro_calib_noise_limit в интерфейсе командной строки (CLI).
Этот параметр командной строки определяет, как долго Betaflight ожидает калибровки нуля гироскопа, а также какой уровень шума считается приемлемым для завершения калибровки.
Все еще испытываете проблемы?
Если ни одно из предложенных решений не помогло устранить вашу проблему, возможно, вы имеете бракованный полетный контроллер или неисправный гироскоп, которые нуждаются в замене. Вы можете наблюдать такие симптомы, как постоянное вращение 3D-модели на странице настройки или флаг блокировки запуска с надписью «Отсутствует гироскоп» (No Gyro).
Если у вас все еще есть проблемы, посетите форум по FPV-тематике, где опытные пилоты будут рады вам помочь.
Заключение
Следуя этим важнейшим шагам по устранению неполадок, вы можете выявить и исправить значительную часть самых распространенных проблем, которые заставляют дрон переворачиваться в момент взлета. Проявите терпение и внимание к деталям, и вам без промедления удастся поднять квадрокоптер в воздух.
Добрый день!
вот такая проблема при взлете.
Мои предположения, что проблема в расположении АКБ, т к ограничителя нет с низу (вперед и назад двигается)
Могу ошибаться, т к пользуюсь первый раз.
Спасибо