Щеточные и безщеточные двигатели квадрокоптеров: свойства, различия плюсы и минусы

О дронах

Одна из самых главных частей квадрокоптера – двигатели. Моторы квадрокоптеров подразделяются на коллекторные (щёточные) и бесколлекторные (бесщёточные). Сегодня мы рассмотрим их основные отличия, преимущества и недостатки, а также поговорим о том, по каким критериям следует выбирать мотор (motor) для дрона.

Устройство и принцип действия щёточного (коллекторного) двигателя дронов

Двигатель коллекторного типа (brushed) состоит из корпуса, внутри которого есть плюс и минус (одна фаза). Его основная задача – преобразование электроэнергии в механическую или наоборот.MFuel-shetki-na-kollektornom-motore

Он неподвижен и имеет щёточно-коллекторный узел. Коллектор представляет собой набор контактов, которые расположены на вращающемся элементе (роторе). Щётка – скользящий контакт – расположена на неподвижном элементе (статоре). В движение приводится ротор с помощью щёток, подающих постоянный ток на обмотку. Направление вращения зависит от полярности.

Плюсы и минусы

Небольшой вес и габраиты.
Низкая цена квадрокоптеров с данными моторами.
Простота ремонта и обслуживания.
Низкий коэффициент полезного действия.
Малая скорость вращения.
Перегрев.
Маленький ресурс.
Хрупкость.

Наличие щётки значительно убавляет ресурс коллекторного электропривода, поскольку создаётся трение.

Коллекторные двигатели обладают небольшой подъёмной силой, и применяются обычно на дронах начального уровня. В квадрокоптерах средней и премиальной категории преимущественно используются моторы бесколлекторного (бесщёточного) типа, о них мы поговорим далее.

Устройство и принцип действия бесщёточного (бесколлекторного двигателя)

Бесщёточный (бесколлекторный, brushless motor), электромотор состоит из вращающегося ротора с постоянными магнитами и неподвижного статора с электромагнитами. Смена направления вращения производится путём смены полярности (меняют два провода из трёх). Такие электроприводы обладают разным числом полюсов, и чем их больше, тем медленнее, но со значительным усилием, будет вращаться ротор.бесщеточный двигатель конструкция

Принцип действия заключается в том, что магниты и обмотка образуют движущую силу ввиду взаимодействия и создания магнитного поля между ними. Это происходит благодаря подаче постоянного тока на конкретную обмотку (три фазы, соответственно, три отдельных провода на обмотке). Ток поступает и прекращает поступать на конкретные обмотки кратковременно, заставляя вращаться верхнюю часть с магнитами. За данный процесс отвечают ESC-регуляторы, которые определяют момент начала и прекращения подачи тока, а также определённой частоты.

Плюсы и минусы

Большая скорость вращения.
Износоустойчивость.
Стойкость к внешним воздействиям.
Более эффективны, тратиться меньше энергии впустую.
Меньше нагреваются.
Тихие.
Весят меньше чем щеточные моторы.
Долговечные.
Высокая цена.
Сложность ремонта.

Бесщёточные двигатели применяются на гоночных и съёмочных дронах, а также коптерах профессионального уровня. Но в последнее время их всё чаще устанавливают на беспилотники бюджетной категории,в пределах 6000-10000 рублей. Электроприводы такого типа отличаются большими мощностями, значительной тягой и количеством оборотов, долговечностью за счёт минимального количества движущихся частей.

Внешне, главным отличием бесколлекторного электромотора от коллекторного является наличие трёх проводов (контактов) вместо двух.

Маркировка моторов квадрокоптеров, расшифровка

В соответствии с общепринятыми нормами, маркировка электроприводов дронов строится следующим образом:

  1. Первая буква означает класс привода, и отображает качество изготовления:
  • серия «V» – так обычно обозначаются электромоторы квадрокоптеров гоночного и премиум-класса, изготовленные из наилучших материалов с высокой точностью сборки;
  • серия «X» – серия электродвигателей квадрокоптеров средней ценовой категории соответствующего качества и сборки;
  • серия «A» – электромоторы бюджетных дронов.
  1. Четыре цифры обозначают параметры магнитопровода. Первые две цифры – это диаметр (в миллиметрах), две следующие – толщина набора (в миллиметрах).
  2. Через дробь также идут цифры, обозначающие количество витков.
  3. Последняя буква – тип намотки.

К примеру, A2212/15T:

  • A – электродвигатель бюджетного квадрокоптера;
  • 22 – магнитопровод диаметром 22 миллиметра;
  • 12 – толщина набора 12 миллиметров;
  • 15 – 15 витков;
  • Т – (иногда может встречаться обозначение Δ) – намотка “треугольником”.

Также в маркировке может указываться количество оборотов в минуту на единицу напряжения (Вольт) – KV. Об этом показателе более подробно мы поговорим далее.

Как правильно выбрать двигатель квадрокоптераdrone-motor

При выборе электромотора для дрона необходимо руководствоваться сразу несколькими критериями. Рассмотрим по отдельности каждый из них.

Вес

Чем менее вес электродвигателя, тем легче ему будет раскрутиться. И чем больше вес, тем он мощнее и медленнее он раскручивается. Для новичков пилотирования, больше подойдут квадрокоптеры с массивным электромотором, который при возникновении аварийной ситуации не повредится.

Для гонок, более подходящими являются моторы потяжелее, а для фристайла – легковесные.

Здесь важно соблюдать баланс соотношения мощности и веса.

Размер рамы и пропеллеров

Размер и мощность приводов определяются габаритами выбранной рамы дрона. Для правильного выбора следует решить:

  • какие габариты будут у квадрокоптера, который вы желаете собрать;
  • какого размера будут пропеллеры, устанавливаемые на раму;
  • какой тип аккумуляторов будет использован.

Если пилот хочет собрать гоночный или фристайл БПЛА, то раму следует выбирать небольшую и усиленную. Если же дрон будет летать на дальние дистанции, то ему понадобится малый фюзеляж и длинные лучи, на которых крепятся моторы

Габариты пропеллеров квадрокоптера зависят от размеров рамы. При том все пропеллеры маркируются определённым образом, маркировка всегда начинается с цифр.

В описании рамы продавцы отмечают допустимые габариты пропеллеров, применяемые с данной рамой, а также назначение использования.

Мощность (тяга двигателей)

В описании к электромоторам обычно указывается максимальная тяга, но не стоит зацикливаться именно на этом показателе. Тяга, или подъёмная сила, показывает тот вес, который может поднять двигатель дрона. Однако, лёгкий беспилотник с приводами, у которого малая тяга, в воздухе может повести себя таким же образом, как и тяжёлый квадрокоптер с электродвигателями с большой тягой. Поэтому гораздо более важным является показатель соотношения тяги к весу, о котором мы поговорим далее.

Соотношение тяги и общего веса дрона

Общее правило по соотношению выглядит так: тяга 1 мотора = весу беспилотника * 2 / количество электродвигателей.

Превышение тяги вдвое – действительно тот самый минимум, который необходим для того, чтобы дроном легко было управлять при зависании. Если тяга слишком малая, то БПЛА будет довольно плохо слушать команды управления и ему будет сложно взлететь. В целом же, чем больше это соотношение, тем лучше квадрокоптер управляется и ускоряется.

Так, для медленной аэрофотосъёмки может быть достаточно соотношения 3:1, либо 4:1. Для гоночных беспилотников предпочтительно соотношение 8:1.

Размер двигателей

Габариты бесколлекторных приводов обычно обозначаются 4 цифрами, первые две – диаметр статора (в миллиметрах), две следующие – высота статора (в миллиметрах). Чем больше высота статора, тем он более мощный на больших оборотах. Чем больше диаметр, тем больше крутящий момент при малых оборотах.

Постоянная скорость (KV)

KV – количество оборотов в минуту на единицу напряжения. Это важный параметр бесколлекторных электроприводов, который показывает как увеличится количество оборотов электромотора с подачей напряжения 1 В без пропеллера. К примеру, KV 8000 будет означать, что если подать на привод 1 Вольт, то он будет крутиться со скоростью 8000 оборотов в минуту. При установке пропеллера количество оборотов снизится ввиду сопротивления воздуха. Приводы с более высоким KV будут раскручивать пропеллеры быстрее, потребляя при этом больший ток. Поэтому рекомендуется устанавливать большие пропеллеры на моторы с малым KV, а компактные лёгкие пропеллеры – на двигатели с высоким KV.

Запомните общее правило: чем тяжелее квадрокоптер, тем меньше значение KV его электродвигателей, а на небольших беспилотниках принято использовать моторы с очень большим значением KV.

N и P – что это такое?N и P

В описаниях электромоторов могут присутствовать значения вроде «12N14P». Цифры перед «N» будут означать число электромагнитов в статоре, а перед «P» – число постоянных магнитов в роторе.

У разных типоразмеров электродвигателей разное число полюсов, которое определяет дистанцию между ними. Более число плюсов обеспечивает плавность вращения, меньшее – более высокую мощность.

Прямое или обратное вращение моторов

Получила распространение и маркировка «CW» или «CCW», что расшифровывается по часовой или против часовой стрелки.

Направление вращения имеет значение для электродвигателей коллекторного типа, поскольку щётки стираются довольно быстро при вращении в обратную сторону. Приводы бесколлекторного типа эта проблема не затрагивает.

Регуляторы оборотов мотора (ESC)

ESC или Electronic Speed Controller – регулятор хода или скорости. Он предназначен для регулирования скорости вращения моторов (к примеру, в квадрокоптерах гоночного типа). ESC получает сигнал от полётного контроллера и управляет бесколлекторным двигателем путём изменения его скорости вращения посредством управления мощностью.

При выборе ESC важно учитывать его размер и вес, максимальный ток, напряжение питания, прошивку, процессор, используемые протоколы, активное торможение и аппаратный ШИМ.

Лучшие бесщеточные двигатели для квадрокоптеров

Приведём список наиболее популярных бесколлекторных моторов квадрокоптеров.

Внимание! Перед покупкой,обязательно тщательно проверяйте все технические характеристики и параметры двигателя: размеры, длинна вала, его диаметр, направление вращения, характеристики мощности,напряжения, параметры ESC и т.д.

Brushless motor Фото KV Цена на aliexpress
Emax ECO II Series 2207 Emax ECO II Series 2207 1700-2400
от 1200 руб
Readytosky 2205-2300 CW/CCW Readytosky 2205-2300 2300
от 500 руб

Sparkhobby RS2205 PRO

Sparkhobby RS2205 2300
от 300 руб
Emax ECO II 2306 Emax ECO II 2306 1700-1900-2400
от 4000 руб

DYS Samguk серии Wei 2207

DYS Samguk серии Wei 2207 1750-2300-2600
от 560 руб
T-motor F40 PRO IV (проффесиональные) T-motor F40 PRO IV 1950-2400
от 8000
Sunnysky X2212 Sunnysky X2212 от 980 до 2450 
от 1300

Surpass Hobby C4260


Surpass Hobby C4260 500-600
от 2700 руб

 

Заключение

В данном материале мы рассказали, какие бывают моторы квадрокоптеров, чем они отличаются,их плюсы и минусы, привели примеры лучших бесщеточных моторов для дронов.

Приобретение и сборка подходящего квадрокоптера – процессы не из лёгких. Они требуют тщательного подхода к выбору комплектующих, в том числе к выбору двигателей. Надеемся, что наш обзор был полезным для Вас!

Как вам статья?
Поделиться с друзьями
Dronnews.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на Политику в отношении обработки персональных данных

Максимальный размер загружаемого файла: 128 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

  1. IamJiva

    на первой фотке безкол. аутранера, внешний с пост. магнитами вращаюшийся стакан барабан – это ротор, внутренний с неподвижными катушками электромагитов – статор

    Ответить